Новости:

После прохождения регистрации на форуме ваша учётная запись активируется ВРУЧНУЮ!
Для этого пишите админу: https://vk.com/id4492 или https://vk.com/id34828400, телефон +79175785382. Если не получилось, всё равно пишите туда же, разберусь и помогу!
ИНТЕРЕСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ВИДНЫ ТОЛЬКО ЗАЛОГИНЕННЫМ ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ
Конкурс на активность: https://www.electrichking.org/index.php?topic=1231.msg22759#new

Главное меню

Рижский вагоностроительный завод (RVR)

Автор Владимир Кверушкин, октября 08, 2012, 22:02:26

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Владимир Кверушкин

Рижский вагоностроительный завод (RVR)


В 1895 году австрийский подданный Оскар Фрейвирт обратился за высочайшим разрешением на создание в Риге "Акционерного общества вагоностроительных и механических заводов "Фениксъ". С этого момента и начинается история нынешнего Рижского вагоностроительного завода. Императору были хорошо известны способности Фрейвирта — знаменитый на всю Россию рижский «Русско-Балтийский вагонный завод» уже был его собственностью, а в Риге обрусевшего Фрейвирта звали не иначе, как Оскар Иванович. Поэтому разрешение не заставило себя ждать. 8 августа Видземское губернское правление выделяет под строительство участок земли в районе так называемого Каролиненгофа — между Петербургским шоссе (ныне улица Бривибас) и линией Риго-Псковской железной дороги. Проектирование Фрейвирт поручил своему соотечественнику — архитектору Карлу Фелско. Уже через год завод превращается в своего рода город в городе. На его территории вырастают не только мастерские, но и водонапорная башня, амбулатория, аптека, три жилых дома. До сегодняшнего дня лишь заводоуправление (выходит на Бривибас) и водонапорка сохранили первоначальный облик. Часть исторических зданий погибла во Вторую мировую, часть — перестроена.

Первая продукция фениксовцев — товарные вагоны, литье. Металл в Ригу поступал из Екатеринослава (ныне Днепропетровск), от металлургического акционерного общества «Южная Россия». В 1897-м на «Фениксе» работали 2015 человек, в 1900-м — 3140. Начинается выпуск пассажирских вагонов. Помимо обычных «товарняков», осваивают цистерны для перевозки пива, морозильники.

Поступательное движение нарушает Русско-японская война. Часть рабочих меняет спецовки на шинели. Революция 1905 года не обошла стороной «Феникс». Среди убитых участников демонстрации на набережной Даугавы — четверо с «Феникса». А 7 сентября группа заводчан участвовала в нападении на Рижскую центральную тюрьму, в ходе которого была разоружена охрана и освобождены заключенные.

Между тем на самом предприятии дела идут все хуже. Чтобы спасти ситуацию, акционеры «Феникса» решают войти в состав крупнейшего в России монополиста по выпуску и продаже вагонов — всероссийского синдиката «Продвагон». Задумка оправдала себя, в 1910-м «Феникс» производит четверть всех выпускаемых в стране вагонов. Об их качестве свидетельствуют зарубежные заказы, в том числе из Италии. Это были пассажирские вагоны первого класса. «Фениксу» поручают и эксклюзив — салон-вагон для Николая Второго.

В 1913-м в Риге изготовили 4000 товарных вагонов и 200 пассажирских. Три тысячи рабочих не успевали справляться со все новыми заказами. Предприятие перешло на ночные смены, работало и в выходные. И вновь «подножку» ставит война. В декабре 1914-го несколько помещений отданы под лазареты для раненых, а 23 июня 1915-го выходит приказ военного командования об эвакуации «Феникса» на Волгу, в Рыбинск. Через два года и там начинается выпуск вагонов. Впрочем, ненадолго. Большевики перепрофилируют рыбинскую «Вагонку» в завод по изготовлению полиграфического оборудования. Этот профиль сохранялся за предприятием вплоть до 1990-х...

Глава правительства Советской Латвии Петр Стучка пытается реанимировать рижский «Феникс». В январе 1919-го он обращается к российским коллегам с просьбой о возвращении станков. Товарищи пошли навстречу, часть оборудования погрузили и отправили в Ригу. Но состав застрял на полпути, и след его теряется в огне Гражданской. Возможно, станки «Феникса» экспроприировало «воинство» какого-нибудь «батьки» или «атамана», но, скорее всего, их просто выбросили на затерянном полустанке, чтобы освободить вагоны для войск или беженцев.

И все же спустя десятилетия следы рижского «Феникса» обнаружились на просторах России. В 1970-х на станции Тюмень на одном из вагонов железнодорожники увидели колесный диск, на котором стояло клеймо: «Фениксъ. 1905. Въ Риге». Все эти годы наш земляк исправно служил...

В 1921 году дореволюционные владельцы заключили договор о воссоздании акционерного общества с немецким концерном Буша. Первая продукция отличалась от той, которой славился русский «Феникс». Ныне спрос был не на вагоны, а на подковы, утюги, гвозди. В отличие от царских времен, когда трудились и по выходным, заказов хватало на два-три дня в неделю. Перелом наступил после заключения торгового договора с Советской Россией. Уже в 1927-м поступил заказ из Сталино (нынешнего Донецка) на товарные вагоны. А год спустя был заключен крупнейший договор за всю довоенную историю предприятия. Москве понадобилось 1180 «ледников» — изотермических морозильных вагонов.

Возросли заработки, вчетверо увеличилась численность работников. Появляются и серьезные заказы от местной железной дороги, горуправы. Отцам города потребовалось для столицы 40 новеньких трамваев.

И все же мировой экономический кризис не обошел завод: 1936 год он закончил с убытками и оказался на грани банкротства. Надо отдать должное довоенным властям — они не стали продавать предприятие «за бутерброд», как в схожих ситуациях будут поступать их потомки через десятилетия. 99 процентов акций приобрело государство: минфин, Кредитный банк, министерство путей сообщения, военное министерство.

Новое АО переименовывается на латышский манер — «Вайрогс». В его собственность переходят судоремонтные доки в Болдерае и Вецмилгрависе. В Задвинье, на улице Даугавгривас, собираются строить цех по производству самолетов. Хотя «лидмашины» от «Вайрогса» так и не появились.

В марте 1937-го подписан контракт с датским филиалом «Форда» о сборке автомобилей. Не раз доводилось читать, что, мол, в ульманисовской Риге выпускали автомобили. Внесем ясность: это было не собственное производство, а лишь сборка. Корпуса, моторы, шасси и прочие детали прибывали с головного предприятия — из Штатов — морем. До 1940 года на «Вайрогсе» было собрано более 1200 грузовых авто и 332 легковые. С конвейера сходят и 150 дизельных автобусов для нужд города. Шасси Рижская управа закупает у швейцарских и английских фирм.

27 июля 1940 года советская власть национализирует предприятие. Отныне это Рижская вагонная фабрика. Война все ближе, и вместо машин и трамваев наращивается выпуск мощных товарных вагонов — 50-тонных. В 1942 году РВФ должна была выйти на выпуск 4 тысяч таких вагонов...

При фашистах «Вагонка» в руках немецких концернов — Man, а затем Flik. Хозяевам Европы не до новой продукции — нужно ремонтировать подбитые танки. В 1944-м бережливые арийцы начинают отправлять в «фатерланд» оборудование: «раздели» четыре цеха, в том числе литейный. К слову, когда наши власти говорят о подсчетах убытков от советской оккупации, почему-то забывают о других убытках — нацистских. Причем речь идет не только о материальных компенсациях. В 1941-м территория завода превратилась в лагерь для советских военнопленных. Я видел фотографии, от которых комок подступает к горлу: глубокой осенью красноармейцы ночуют под открытым небом, кому-то посчастливилось лечь на доски. Таких лагерей для военнопленных, в которых кора на деревьях была обглодана на уровне человеческого роста, в 1941-м в окрестностях Риги было немало. Подавляющая часть их узников погибла от голода и холода. Жаль, что эти страницы не хотят видеть ни сотрудники Музея оккупации, так живописно рисующие подробности «советского нашествия 1940 года», ни депутаты сейма, изо дня в день талдычущие о советской оккупации.

А «Вагонка» вновь восстала из пепла. От полного разграбления ее спас стремительный вход в Ригу Красной армии.


Taran

Цитироватьрижский «Русско-Балтийский вагонный завод» уже был
Как-то не с начала начинается. Какой-то завод, выходит, уже был. А что за завод?...
ЦитироватьБольшевики перепрофилируют рыбинскую «Вагонку» в завод по изготовлению полиграфического оборудования.
Как они умудрились? :) Это ж совершенно разная техника.
Цитироватьсостав застрял на полпути, и след его теряется в огне Гражданской. Возможно, станки «Феникса» экспроприировало «воинство» какого-нибудь «батьки» или «атамана», но, скорее всего, их просто выбросили на затерянном полустанке, чтобы освободить вагоны для войск или беженцев.
Не, я понимаю, на войне можно проебать и целый состав, но, блин, если Рига была за большевиками, то где по дороге до неё от Рыбинска могли идти такие интенсивные бои?
ЦитироватьИ все же спустя десятилетия следы рижского «Феникса» обнаружились на просторах России. В 1970-х на станции Тюмень на одном из вагонов железнодорожники увидели колесный диск, на котором стояло клеймо: «Фениксъ. 1905. Въ Риге». Все эти годы наш земляк исправно служил...
Но это ж не обязательно вагон из того состава. Это, должно быть, просто вагон, колёса которого были сделаны на том заводе...

Владимир Кверушкин


ЭР9Тм-947

Наверное многие удивлялись, почему Рижский Вагонностроительный Завод сокращается RVR, а не RVZ????? всё очень просто - R?gas Vagonb?ves R?pn?ca ;-)

Аналогично ответ и на вопрос, почему БЧ, а не БЖД; УЗ, а не УЖД; КТЖ, а не КЖД.
в общем, пользуйтесь гугл-переводчиком, и будет вам счастье ;-)))))

Denis_433

Цитата: ЭР9Тм-947 от февраля 18, 2013, 00:25:33
Наверное многие удивлялись, почему Рижский Вагонностроительный Завод сокращается RVR, а не RVZ????? всё очень просто - R?gas Vagonb?ves R?pn?ca ;-)

Аналогично ответ и на вопрос, почему БЧ, а не БЖД; УЗ, а не УЖД; КТЖ, а не КЖД.
в общем, пользуйтесь гугл-переводчиком, и будет вам счастье ;-)))))
Я и до этого знал :) В вики можно почитать, там тоже оригинальное название есть :))